8 причин, почему TiMax
8 причин, почему TiMax
Что у вас с микрофонами? Почему такой звук? Что за безухий звукорежиссер в этом зале? Процессор иммерсивного аудио TiMax разработки британской компании Out Board решил эти вопросы
Звук – самое уязвимое явление в театре. Артисты, декорации, свет, кондиционеры – ни в чем люди так хорошо не разбираются, как в качестве звука. Звук – своего рода «гадкий утенок» театрального процесса, и каждый считает необходимым высказать свое к нему отношение. По большей части негативное. Почему негативное? Это легко объяснимо. Когда звук хороший, он никому не мешает, и его воспринимают, как само собой разумеющееся.
Что есть хороший звук? Дорогие массивные колонки? Когда громко так, что тяжело дышать?
Театральные звукорежиссеры давно ответили на все эти вопросы. Идеальный звук должен максимально точно соотноситься со своим источником по громкости и направлению. Что я имею в виду. Круто, когда действие происходит слева, и звук доносится слева. Не круто, когда человек говорит слева, а слышим мы это спереди или справа. Когда артист с репликой забегает в зрительный зал из фойе, а его голос доносится со стороны сценических порталов, — плохо.
Использование точечно-направленного звукового сигнала по технологии программно-аппаратного решения TiMax разработки британской компании Out Board решила эти вопросы в бродвейской версии мюзикла Аладдин. Круговой развес звуковых колонок уже привычный как театральным специалистам, так и современному зрителю под названием «Сурраунд» используется системой TiMax для точечного позиционирования звука: каждая из звуковых колонок воспроизводит звук того микрофона, который находится ближе, в то время как остальные системы поддерживают равномерное распределение с сохранением времени воспроизведения относительно источника (скорость звука никто не отменял). В итоге создается эффект достоверности. Артиста хорошо слышно и именно из того места, где он в настоящий момент находится.
1. Звук, как в кино. Мюзикл «Аладдин», Broadway, NYC.
Кен Трэвис – саунд-дизайнер мюзикла «Аладдин», – решил построить звуковую картину шоу по принципу усиления существующих звуков, ориентированного на источники. Более 40 беспроводных микрофонных каналов, направляемых с консоли Studer Vista 5 через 192 матричных выходных канала TiMax на примерно 200 громкоговорителей, расположенных по периметру зрительного зала.
«На этом проекте у меня было больше игрушек, чем когда-либо раньше», – говорит Трэвис. «Руководство Диснея хотело воплотить в театре кинематографический звуковой дизайн, добиться от звучания эффекта иммерсивности, как будто вы попадаете в один из аттракционов Диснея. Но при этом ничего не должно отвлекать внимание зрителя от сюжета. Так что мне давали абсолютно любое оборудование на мой выбор, лишь бы добиться поставленного результата. Впоследствии, звукорежиссер, который работал над киноверсией «Аладдина», сказал мне: «Я знаю, как это сделать для фильма, но, черт возьми, как вы это делаете вживую?»
2. Неудобный зал – не проблема. Мюзикл «Хэллоу, Долли». Театр Шуберта.
Еще один пример – мюзикл «Хэллоу, Долли» на платформе театра Шуберта в Нью-Йорке.
Скотт Лерер, саунд-дизайнер мюзикла, говорит, что театр Шуберта, где идет спектакль, не особенно хорошо «звучит». Балкон и бельэтаж крутые и тесные; расстояния от звуковых колонок до зрителя сравнительно небольшие. Используя все доступные звуковые элементы, мы разработали три независимые звуковые системы с правой и левой стороной, по одной для каждого уровня: в оркестр, на бельэтаж и на балкон, плюс разделенный центральный кластер и сайдфилы с задержками. Получилось создать довольно интимное звучание для каждой из трех областей; даже задняя часть балкона наполнилась ярким и сочным звуком. После монтажа выяснилось, что сидящие на балконе зрители не видят происходящего на авансцене. Пришлось изменить конструкцию балкона и приподнять пол, что сделало его конструкцию еще более крутой. Но поскольку мы использовали подход разделения на три системы, отрегулировать систему балкона было несложно: немного опустить колонки, отрегулировать углы подвеса, и, используя специальный процессинг, решить проблемы с настройкой».
В решении широко используется маршрутизация по матрице с индивидуальными задержками TiMax, которая позволяет локализовать звук и адресно направлять его на те участки зала, которые интересны звукорежиссеру для того или иного эффекта.
3. Трекинг. Спектакль «Татуированная Роза». Театр American Airlines.
Для создания естественной и иммерсивной звуковой среды спектакля «Татуированная роза» в театре American Airlines на Бродвее саунд-дизайнер Брэдли Уорд выбрал процессор пространственного звучания и трэкинговую систему Out Board TiMax. Процессор позволяет локализовать голоса актеров, передвигающихся среди мультимедийных декораций музыкальной драмы Теннесси Уильямса. Для звуковых эффектов, созданных саунд-дизайнером Фитцем Паттоном (Fitz Patton), и обволакивающей чувственной музыки со множеством деталей в трехмерном звуковом поле также было решено задействовать TiMax.
В декорациях было использовано решение “hanamachi”, что в переводе с японского означает “цветочный путь”: мост, простирающийся в зрительскую зону. Очень важно было придумать, как сделать так, чтобы звук «двигался» по мосту вместе с артистом.
Брэдли Уорд рассказывает: «Я знал, что мне потребуется некий софт для трекинга актеров, и мне было интересно использовать нечто подобное на одном из своих шоу. Благодаря предыдущей работе с Робином Уиттакером (директор по развитию TiMax в Out Board), я сразу понял, что TiMax – это идеальное решение, ведь он использует как динамическую матрицу уровней, так и матрицу задержек для достижения естественного звукового движения. Мне также нравится функция «Auto Calculate», которая мгновенно рассчитывает время задержек для каждого громкоговорителя. Это значит, что мы можем сосредоточиться на других вещах в течении очень ограниченного времени настройки системы и подготовки шоу».
4. Звук а-ля натюрэль. «Сон в летнюю ночь» в Wolkenturm, Вена
Сцена, спроектированная архитекторами «next ENTERprise», органично сочетается с романтическими пейзажами замка и построена в естественном углублении скалы, возвышаясь над верхушками деревьев на более чем 15 метров. Открытая арена Wolkenturm окружена классическим амфитеатром и вмещает около 1700 зрителей, а прилегающие лужайки – еще 300, чтобы насладиться естественной атмосферой акустически усиленного звука из стилизованной под ракушку сцены. Для работы на аншлаговый зал необходимо использование правильно отстроенной системы звукоусиления.
Звукорежиссер Андреас Дрёшер обратился к процессору TiMax для создания естественной акустики на открытой сцене центра Wolkenturm в Вене. Стремление к панорамному реализму было достигнуто при помощи фирменных методов пространственного усиления, ориентированных на источник. Испытание TiMax, запрограммированного Робином Уиттакером из Out Board, проходили в сопровождении живого оркестра.
Сигналы с пяти амбиентных (фоновых) и 14 инструментальных микрофонов были поданы напрямую с консоли Digico на TiMax SoundHub через интерфейс MADI64. TiMax, в свою очередь, отправил индивидуально сформированные сигналы на громкоговорители с внутренней матрицы уровней и задержек. Система звукоусиления состояла из распределенных линейных массивов и шести систем озвучивания ближней зоны. Благодаря такой настройке локализация оркестра была сформирована по десяти отдельным зонам – пяти зонам на авансцене и пяти зонам в центре сцены.
С помощью TiMax удалось добиться прозрачной, полностью пространственной звуковой картины абсолютно для любого оркестра или ансамбля. Торжественное открытие Гала-концерта «Сон в летнюю ночь» получилось очень атмосферным.
В итоге, Wolkenturm оставил на площадке OutBoard TiMax на оставшуюся часть летнего сезона и будущие мероприятия.
5. Спецэффекты на живых концертах группы Tool в туре – тоже TiMax.
Когда группа Tool отправилась в Австралию и Новую Зеландию, стало известно, что система объемного звучания TiMax SoundHub, которая изначально рассматривалась в качестве временного решения-эксперимента, станет полноценным участником концерта. Во время тура использовался процессинговый блок Out Board TiMax2 SoundHub-S64 с 64×64 входами/выходами Dante, а также несколькими аналоговыми и AES входами/выходами в качестве резервных.
Звукорежиссер Лиам Халпин обратился к Out Board с целью как-то разнообразить действие концерта, а именно – использовать TiMax как систему эффектов.
Ключевое преимущество «системы эффектов» TiMax –возможность избежать установки массивных акустических систем в зонах, блокирующих линии обзора при съемке видео. 3D аудиомэппинг работает в нескольких подсистемах одновременно, позволяя локализовать сгруппированные или отдельные звуковые элементы большинству слушателей. Немаловажным фактором также стала легкость адаптации системы для различных арен.
Зонирование арен выполнили путем переноса физического расположения множества громкоговорителей и связанных каналов на виртуальный интерфейс TiMax PanSpace. Объекты TiMax Image Definition воссоздали из комбинаций соответствующих акустических систем с автоматически рассчитанными системой уровнями и задержками, что в дальнейшем обеспечило возможность динамического трехмерного панорамирования различных сигналов на площадке.
Движения объектов и различные события были запрограммированы в окне PanSpace Spatialisation и активировались несколькими способами: запуск вручную при работе с FOH-позиции или удаленно со сцены через MIDI, управление через графический интерфейс ПО в режиме реального времени, контроль с iPad при помощи TouchOSC. В рамках шоу используется более 20-ти каналов микширования в 3D пространстве.
В итоге группа Tool приняла решение о дальнейшем использовании TiMax в рамках своего тура, что очередной раз подтверждает эффективность системы.
6. Сверхточная локализация на стационаре вместе с TiMax.
Совсем недавно компания Pixel Artworks разместила срочный заказ иммерсивного медиасервера TiMax SoundHub для аудиовизуальной инсталляции в аэропорту Дубая. Инсталляция призвана передать дух и идеалы Expo 2020 — события, которое из-за пандемии было перенесено, и теперь проходит с 1 октября 2021 по 31 марта 2022 года.
За звуковое оформление инсталляции отвечал Дэн Ронкорони из компании Raven AV. На подготовительном этапе локацию посетил специалист Out Board — Робин Уиттэйкер. Сжатые сроки, почти завершенный монтаж — все это поставило перед инженерами ряд нетривиальных задач, которые, как объясняет Ронкорони, были «частью достаточно непростого сценария».
К большому количеству отражающих поверхностей и ожидаемо высокому уровню шума в аэропорту добавилось требование — громкоговорители нельзя размещать на стенах, они должны быть невидимы. При этом звук был призван эффектно окружать посетителей и дополнять общее визуальные решения пространства аэропорта.
Ронкорони: «Для проекта была нужна система, работающая с пространственным звуком, но абсолютное большинство современных аудиопроцессоров не могли решить поставленные задачи. Это как раз тот случай, когда вы можете бесконечно долго пытаться добиться заведомо нулевого результата, или просто сделать то, что вам нужно, с TiMax»
Решение для инсталляции построено на 32-канальном иммерсивном процессоре Out Board TiMax SoundHub, при помощи которого формируются индивидуальные сигналы и через сеть Dante транслируются на шестнадцать акустических систем EM Acoustics EMS-51, спрятанных за гибкими светодиодными дисплеями на четырех колоннах аэропорта.
7. Вернуть зрителя на трибуны – задача посильная TiMax.
Большой спорт по-прежнему существует, однако ограничения, вызванные COVID19, не позволяют заполнять трибуны стадионов, как раньше. Компания Out Board разработала систему TiMax Crowdscape на основе процессоров SoundHub для воссоздания атмосферы и присутствия главного движущего элемента подобных массовых мероприятий — болельщиков. Такие комментарии, как «игра без фанатов — это игра без души» давно гуляют по прессе наряду с эмоциональными утверждениями о «взаимном невидимом общении между игроками и зрителями». Болельщики очень важны, поэтому появился быстрорастущий спрос со стороны игроков и команд на заполнение молчания трибун.
При помощи TiMax Crowdscape операторы создают виртуальную звуковую среду, которая погружает спортсменов в атмосферу реалистичных и чутких реакций зрителей на игру. Исследования показали, что наличие, как и отсутствие зрителей, оказывает огромное влияние на вовлеченность игроков, их мотивацию и результативность.
Помимо реалистичного воссоздания эффекта присутствия болельщиков, операторы Crowdscape могут микшировать в пространстве дополнительные внешние сигналы для имитации “толпы”, исходящие от комментаторов или удаленных абонентов, размещая их в соответствующих сегментах арены или стадиона. При необходимости процессор TiMax SoundHub может экспортировать данные в формате с меньшим количеством каналов, 5.1 и моно для платформ трансляции или потокового вещания.
Кто знает, возможно, следующим шагом будет воссоздание визуального образа толпы болельщиков за счет сверхмощных проекторов от Digital Projection. В какой-то другой вселенной мы создавали компьютерные игры в большой футбол. В этой вселенной мы будем создавать виртуального зрителя вокруг реальных спортсменов.
8. Иммерсивный звук в презентациях автомобилей – то, что надо!
Немецкий продакшен Lleyendecker Event Solutions с недавних пор постоянно использует процессор TiMax SoundHub для анимации корпоративных мероприятий клиентов из автомобильной промышленности: Porsche, BMW, VolksWagen и другие. При помощи TiMax режиссеры добиваются эффекта «присутствия» и «погружения» участников действия: будь то мультимедийный выставочный стенд, презентация или деловая встреча с дилерами.
Как правило, залы для презентации автомобилей подразумевают достаточное количество квадратных метров для демонстрации всего модельного ряда одного производителя. TiMax выступает в качестве синхронизированного многоканального сервера для воспроизведения специальных пространственных иммерсивных эффектов. Например, в случае с BMW, можно воссоздать ощущение появления фантома автомобиля, который нарезает круги вокруг публики. Визг тормозов, и над автомобилем включается свет, как будто он только что остановился.
Ввиду высокой ответственности, которую на себя берет организатор подобного рода мероприятий и для обеспечения абсолютно полного покрытия компания Lleyendecker Event Solutions одновременно использует два модуля TiMax SoundHub S64, каждый из которых обеспечивает произведение 64 потоков.
О компании ООО «Хай-Тек Медиа»